Тема августа 2008 года:

Епископ Диомид как треснувшее зеркало русского православия

Как ни крути, уважаемые читатели, а многие из нас живут в местах, где активно действует Русская православная церковь Московского патриархата. И волей-неволей нам, атеистам, приходится присматриваться к делам ее чудным - чтобы очередное дело не застало врасплох. Прислушиваться к речам ее иерархов - а ну как занесет кого-то из них, а власти наши церкволюбивые возьмут да и примут этот занос к немедленному и безоговорочному исполнению. Впрочем, прислушиваться труда не составляет, поскольку иерархов "на слуху", к счастью, немного. Заметны в информационных потоках собственно Ридигер - патриарх все-таки, Гундяев (митрополит Кирилл), ну и Всеволод Чаплин еще. При попытке вспомнить кого-то еще, приходит на ум только митрополит Мефодий, паспортное имя которого даже и не припомню, а делов его всего: поссорился с вышеупомянутым Гундяевым и был почетно отправлен на служение в Казахстан.

Но в последнее время стало заметным еще одно имя - Дзюбан Сергей Иванович, партийная кличка "епископ Диомид". Если читает эту статью кто-нибудь из православных, самое время сейчас возмутиться: что за неуважение, "кличка"... Ничего подобного, ваше собственное церковное начальство Дзюбана из сана извергло и в служении запретило. За что же? А давайте посмотрим!

Если прочесть нашумевшее "Обращение" тогда еще епископа (пусть оно не им одним подписано, но явно именно он хотя бы формальным лидером обращавшихся выступил), то видно, что состоит оно главным образом из претензий нынешнему руководству РПЦ и призывов указанные недостатки исправить. Все же претензии, на мой безбожный взгляд, делятся на две группы.

Первая состоит из обвинений в сращивании РПЦ с властью, фактическом превращении церкви в государственную структуру, участии ее в политической борьбе в форме прямой поддержки конкретных партий и лидеров. Не упомянуты в самом послании (оно касается лишь вопросов религиозного учения), но часто повторяются в полемике сторонниками Дзюбана и упреки своих оппонентов в сребролюбии и стремлении к власти.

Вторая же группа связана с крайней неприязнью "диомидовцев" ко всему современному, прогрессивному, свободному. Исключительно негативно они относятся к любому международному, в том числе и межконфессиональному, общению, к информационной революции (не только ИНН, но и даже просто новые паспорта для них - от лукавого), да и к демократии вообще.

Чувство такое, словно поднесли к лицу РПЦ зеркало, но зеркало треснувшее пополам. И одна оставшаяся неповрежденной половинка честно отразила сытое лицо чиновника-бизнесмена в рясе. А другая часть, покореженная, с отслоившейся амальгамой, показала какой-то размытый звериный лик международного антихриста. Понятно, что и вся картина в целом церковной верхушке не понравилась.

Но откуда такая двойственность в критике православной оппозицией своего руководства? Дело в том, что многие православные чувствуют, что не все в порядке в их "датском королевстве". Но не видно четкого понимания, что именно "не так", и хоть какого-то единого представления, как должно выглядеть "так". Есть и "новая волна" православных, которые полагают, что служение богу есть радость, и псалмы на службе поют так, что прихожане разве что в пляс не пускаются. Этим верующим не нужна "смычка" с властью, претит поповское мздоимство, но чуждо и догматическое буквальное следование заплесневевшим канонам. Другие православные бегут от проникающих в церковь "мирских грехов" в эту самую ортодоксальную нишу, в зашоренность от всего окружающего, в "последнюю крепость истинной веры".

Поэтому и протест внутрицерковный получается таким двойственным, внутренне противоречивым. В этом - его слабость. И в нынешнем виде он обречен. Лишат, извергнут, запретят, а при необходимости еще и государственной машиной придавят. Руководители-то РПЦ "мирскими" средствами не гнушаются.

А мы пока останемся "под сенью" прежней РПЦ. К лучшему отсутствие в ней перемен или нет - время покажет.

Михаил Степанцов

Избранные комментарии с форума

Вячеслав Рогожин: А что тут говорить? Критику РПЦ Диомид развел во многом справедливую, но то, к чему он призывал на основе этой критики - подлинное мракобесие:)

хомо сапиенс: пробежалась я по англо-испаноязычным сайтам и версиям их газет - пара скупых слов. Иностранные СМИ ВООБЩЕ не интересуются этим вопросом. Пока что я вижу - РИА Новости - торжественно "вопит" об этом на весь мир со всех своих разноязычных порталов. Тема эта "мягко" говоря скучна. Можно поехидничать, и только.

Язычник: Вообще-то, мужики, это извечная проблема религиозного (христианского) сознания. Припомните "Альбигойскую ересь"! То же самое - аскетичные мракобесы критиковали разжиревших мракобесов. Дело в том, что все нормальные природные мотивы поведения человека являются невидимыми врагами религиозного сознания. А невидимые враги - победители! Отсюда наши попы жиреют и грызут друг друга.

Станислав Новиков: Очередной козел отпущения и все дела. Не поделился с вышестоящими органами или просто попался. Ведь, кто помнит, "в армии можно все: пить, ходить самоходом, покидать пост. Попадаться нельзя".




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов