Тема февраля 2009 года:

День Дарвина

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Чарльза Дарвина (12 февраля 1809 года), автора первой научной теории биологической эволюции, и 150 лет со дня выхода в свет главного труда его жизни "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых форм в борьбе за жизнь" (24 ноября 1859 года). Эволюционная концепция составляет тот фундамент, на котором строится вся современная биология.

Московский Дарвиновский музей предлагает достойную программу празднования этих событий, отражающую вклад ученого в науку. Мы же обратим внимание на взаимоотношения Дарвина с религией.

Почему-то из всех научных достижений первой величины религиозные фанатики (прежде всего - приверженцы авраамических религий) особую нелюбовь испытывают именно к эволюционной теории. Это чувство не ослабло ни после того как детище Дарвина претерпело значительные изменения, порой такие, что Дарвин бы не узнал свои идеи, ни от трансформации в сознании обывателя в расхожую и, в сущности, неверную фразу о том, что "человек произошел от обезьяны".

Коперника и Галилея преследовала лишь одна из христианских организаций, и то, скорее, по политическим мотивам. Идеи Ньютона, лишившие "небеса" особого статуса, вообще остались без претензий церковников. Не уделили фанатики особого внимания астрофизическим концепциям формирования Земли, солнечной системы и нашей Вселенной, геологическим изысканиям и прочим научным открытиям, явно противоречившим, к примеру, ветхозаветной концепции сотворения мира. А вот эволюционная теория действует как красная тряпка на быка. Причем почему-то особо нервирует верующих конструкция о прямом родстве человека с животным миром и вообще всей биосферой планеты Земля. Причины такой избирательности, надеюсь, удастся раскрыть социопсихологам будущего.

Но рассчитывал ли сам Дарвин вызвать подобную бурю? Вряд ли

Чарльз Дарвин родился в религиозной семье и с детства был верующим человеком. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал теологию, чтобы стать пастором. Но, занявшись исследованиями в области изменчивости видов, Дарвин отошел от буквального христианства, однако всё ещё верил в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. И эта вера постепенно ослабевала со временем, полностью исчезнув со смертью его дочери Энни в 1851 г. В этот период своей жизни он писал, что никогда не был атеистом в смысле отрицания существования бога, и что было бы правильнее "описать состояние его ума как агностическое".

Как это было и с его дедом Эразмом Дарвином, после смерти Чарльза стали распространяться слухи о его предсмертном обращении в христианство. Неоднократно опровергнутые родственниками Дарвина (в том числе верующими), эти слухи оказались очень живучи.

О взглядах Дарвина можно судить по его высказыванию: "Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни". Дарвин действительно не был атеистом в смысле своих философских взглядов. Но он один сделал больше для преодоления религиозного мракобесия, чем десятки тысяч патентованных "атеистов" в государствах, пытавшихся заместить традиционные религии верой в государственный строй.

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов