Обзор событий за март 2005 года

 1. Не до шуток
 2. Не спешите
 3. Паранджа в законе
 4. Итоги завершенных опросов


Не до шуток

Сегодня первое апреля, но мне не до шуток. Несколько дней назад Таганский суд вынес новое решение по делу об организаторов выставки "Осторожно, религия!". Судья признал директора сахаровского музея Самодурова и сотрудницу музея Василовскую виновными. В чем - поглядим чуть позже. В наказание за проведение выставки, не понравившейся православной братии, был назначен штраф. Не маленький, но все же не тюрьма. Прокуратура, которая у нас ежемесячно братается с РПЦ, требовала именно тюремного заключения.

Что же смягчило сердце судьи? неужели, как указано в приговоре, "активная общественная деятельность" подсудимых?

Конечно, нет. За нее-то их и судили, если помните. А дело тут непростое. Обвинение, признанное судом, заключалось в "разжигании религиозной вражды". Однако, в момент совершения "преступления" такой статьи и в помине не было. В Уголовном кодексе упоминалась лишь "национальная рознь". Следствие и суд изо всех сил притягивали за уши именно эту статью, нагло утверждая, что "православный" - это почти то же самое, что "русский", следовательно, "рознь" носит именно национальный характер.

Но и "розни"-то никакой не было. Суд, вынося приговор, постановил, что "экспонаты выставки носили оскорбительный характер для религиозных чувств людей". Именно "оскорбление чувств", по сути, и доказывали прокурорские работники, именно за это и судили сахаровцев.

Спрашивается, почему же не применили эту, уместную здесь статью? Оказывается, "оскорблением религиозных чувств" является лишь выражение отрицательного отношения к религии в культовых сооружениях или в их непосредственной близости. То есть, закон разрешает ругать религию сколько угодно у себя дома, или в городе, отойдя подальше от церквей, синагог, мечетей и всяких молельных домов, или в лесу. Или в музее имени Сахарова. То есть при внимательном рассмотрении оказывается, что судить не за что. Поэтому судья и не полез на рожон с тюремным заключением, кто его знает, как оно повернется. Возможно, это и правда все, что мог сделать судья под огромным давлением церковного и чиновничьего аппарата.

Ведь церковь скомандовала "мочить!", думцы радостно поддержали, прокуратура и рада выслужиться, а вокруг суда крестные ходы ходили. Вы не подумайте, это не давление на суд, это так, общественность выступает.

Общественность, правда, тоже выступала. В поддержку сахаровцев. Правда, в соответствии с законом, то есть не около здания суда, а в центре Москвы, на Пушкинской улице. И негусто было той общественности, до пятидесяти человек собирали пикеты, не больше.

Видимо, люди еще не прониклись ситуацией. Теперь понятно, что православная церковь в лице своих озабоченных активистов, может сама наводить в нашей стране тот порядок, который считает нужным. Если выйдет какая накладка, патриарх благословит, Дума поддержит, а правоохранительные органы отмажут "своих" и накажут несогласных. С 28 марта этого года Россия не может фактически считаться светским государством, каковым она является по Конституции.

Одна надежда - приговор не окончательный. Опротестовывать можно вплоть до Европейского суда по правам человека. Может, Европа нам поможет?

А, может, пора прекратить сидеть сложа руки и начать порядок у себя в стране наводить?


Не спешите

В первый месяц весны проснулась не только природа, проснулись от зимнего состояния относительного спокойствия и крайние экстремисты от клерикалов. 9-10 марта состоялся очередной Русский народный собор, традиционно пропитанный духом церковной реставрации, идеями радикально-агрессивного православия.

На этот раз святоши замахнулись на святое без кавычек. Вся поповская рать осмелилась примазаться к победе советского народа над воинством захватчиков, на мундирах которых красовалась надпись "С нами бог!" Оказывается, победа над фашизмом была достигнута вовсе не за счет патриотизма, воспитанного безбожной властью. Оказывается, наши бойцы шли в атаку не за нашу Родину, а, видимо, за веру царя и отечество.

Поспешили вы, господа православные. Еще живы ветераны войны, не обласканные властями свадебные генералы, а простые люди, живы те, кто видел это страшное время. Они еще могут рассказать, что и в мыслях не было у них тогда "православных духовных идеалов", что надо было просто бить врага, защищать страну, скинувшую с себя вековой гнет - в том числе и ваш, господа, гнет - от тех, кто пришел навязывать свои порядки - как когда-то, тысячу лет назад пришли сюда навязывать свои порядки вы.

Потерпите лет пятнадцать. Вот тогда вам мало кто помешает заливать про "духовное воспитание на основе вековых традиций". И, если ваша власть будет продолжать крепнуть, вряд ли кто-то сможет вам тогда возразить, напомнить, что фашистскую заразу победила именно страна, отказавшаяся от религиозного дурмана.

А пока - не спешите.


Паранджа в законе, закон в парандже

Апелляционный суд Британии признал незаконным исключение британской девушки из школы за то, что она вместо формы ходила на занятия в традиционной мусульманской одежде. Суд постановил, что запрет на ношение такой одежды - нарушение права на свободу вероисповедания, а такое право закреплено в Европейской конвенции по правам человека.

Казалось бы, все хорошо, все правильно. Права защищены и соблюдены. Но все не так просто, если обратить внимание на детали.

Дело в том, что в школе, о которой идет речь, большинство учеников - верующие мусульмане. При этом все верующие девочки ходят на занятия в традиционной исламской одежде, которая согласуется с требованиями школы к внешнему виду учеников. Ни у кого из них не возникало недовольства по данному поводу. Но Шабина Бегум, о которой идет речь, спустя некоторое время после поступления в школу заявила, что она будет ходить в одежде, которую трудно назвать иначе, чем паранджа. Руководители школы воспротивились, требуя соблюдения школьных правил. И начался судебный процесс, закончившийся поражением администрации.

То есть речь идет о том, что религиозные взгляды могут служить основанием для неисполнения общепринятых правил поведения в учебном заведении. Создан прецедент (а в Британии, с ее прецедентным правом, это очень важно), отдаливший Соединенное Королевство от твердо стоящей на светских позициях Европы.

А в России священникам уже не требуется закон, чтобы наводить свои порядки. Сколько шума было в связи с историей об "избиении" в Свердловске православного активиста Александра Дворкина и сопровождавшего его священника Владимира Зайцева! Командир наряда милиции, обвиненного в этом, был уволен немедленно, безо всякого разбирательства, по одной команде из церкви.

Между тем, в этом шуме потонуло заявление директора средней школы № 21, где все произошло, Михаила Богова. А заявил он, что никакого избиения не было, что господа священники пришли к школе, не представились и не предъявили никаких документов. Тогда он попросил их удалиться и вызвал на помощь милицейскую группу. Собственно, и в сюжете, показанном по телевидению, никакого избиения не было видно. Был там шумно скандаливший господин Дворкин, которого и выдворяли с места событий - из школы. Но, кроме Портала-Кредо, эту информацию никто не обнародовал.

Видимо, Дворкин и подобные ему считают себя уже этакими высшими существами, которые не обязаны никому отчитываться в своих действиях и вправе приходить, куда им вздумается и делать там, что вздумается. И непонятно, чем они отличаются от погромщиков выставки. А правосудие и здесь, и там, прячется под непроницаемую паранджу, из-под которой закона не видно. Одна сплошная благодать.


Итоги завершенных опросов

Завершилась очередная серия опросов, проводившихся сайтом. Читатели, в частности, высказали свое мнение о наиболее эффективных средствах борьбы с клерикализмом. Подавляющее большинство (64%) считают самым важным пропаганду и агитацию. Обещаю продолжать деятельность сайта в этом направлении. Еще 28% высказались в пользу налаживания связей во властных структурах. Тут ничего обещать не могу...

А вот относительно причин раздробленности в атеистическом движении мнения разделились - 47% видят корень зла в личной неприязни лидеров, а 40% считают существенными идейные разногласия между различными группами. Остальные винят во всем склоки из-за денег.

Что же касается основных "точек приложения" церковных запретов, то тут основными пострадавшими вы, уважаемые читатели, признали медицину с биологией (56%) и образование (всего 28%, но учтите, что этот вариант ответа был добавлен позднее). Совершенно забыли вы о киноиндустрии (запреты фильмов), рок-музыке (запреты концертов), пивоварении (церковь активно лоббирует антипивные законы) и производстве мяса (а как же пост?).

Наконец, много споров вызвал вопрос о включении дня рождения Чарльза Дарвина в список памятных дат. Голосование же выявило перевес сторонников этого со счетом 26:19. Поэтому сайт "Атеист" включится по мере возможности в соответствующую всемирную кампанию, нацеленную на 2009 год - год двухсотлетия великого ученого.

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов Рунета