Тема октября 2008 года:

Христианство - религия раздора?

Разве разделился Христос?
1-е послание Павла коринфянам, 1:13

Национальная идея у нас в России - это очень уж хитрый предмет. Никто не знает точно, что она такое, но многие ее ищут. Впрочем, я неверно обобщил. Попы и примкнувшие к ним граждане отлично знают, что идея это - православие, так что и искать ничего не надо. С различных трибун православие постоянно именуется объединяющей страну идеей (с подобающими реверансами в адрес "младших" религий). На то, что далеко не все граждане привержены православию вкупе с этими самыми "младшими сестрами", особого внимания не обращают. Но действительно ли православие (и христианство вообще) обладает хоть сколько-нибудь объединяющей силой?

Начнем с того, откуда вообще появилось само православие как обособленная часть христианства. Недавно представитель другой обособившейся части, профессор Римского папского восточного института Эдуардо Фаруджа, выяснил, что поводом для раскола между православием и католичеством послужили неточности перевода Библии. По-разному, видимо, стали звучать какие-то ее места на латыни и греческом. И вот этой малости хватило для того, чтобы христианская церковь, единая по своему изначальному смыслу, раскололась. Сразу же нашлись амбициозные иерархи, заинтересованные политики и одобряющая все это паства. И вот, готово: появились два конкурирующих претендента на звание той самой, настоящей церкви.

Но это все дела давно минувших дней. Мало ли что случалось в дикие времена средневековья. Посмотрим, что же делается в наше просвещенное время. Вот новости религиозной жизни Грузии: продолжается борьба за армянские церкви в Грузии, в частности, за храм св. Норашен в Тбилиси. Армян лишили доступа в здание храма, "в храме стерты все армянские надписи, повреждены фрески, поставлены грузинские кресты".

Вот это да! Оказывается, кресты у них бывают грузинские, а бывают, видимо, армянские! Интересно, на каком кресте, по мнению этих верующих, был распят Иисус? На грузинском, армянском или, может быть, еврейском? Но в любом случае налицо очередной конфликт между ветвями христианства (а ветвей таких нынче у него видимо-невидимо, поскольку упомянутый выше раскол был далеко не единственным).

И ветви эти вовсе не стремятся к единству. Напротив, даже в одной из самых главных святынь христианства - Храме Гроба Господня - постоянно идут трения между разномастными христианами. Ведь сам храм поделен между католиками, армянскими христианами и четырьмя православными церквями. Два века назад кто-то прислонил лестницу к стене около главного входа в храм, и с тех пор она так и стоит там (прочная лестница оказалась), потому что "акционеры" не могут выяснить, кто же ее поставил, и, следовательно, должен убрать. А сейчас возникла необходимость срочного ремонта в монастыре Дир эль-Султан, но ремонт не проводится из-за споров о принадлежности ремонтируемого объекта - коптская и эфиопская церкви не могут его поделить.

Но, может быть, это все трения православных с разными еретиками да отщепенцами? А внутри православия тишь да гладь да благодать? Отнюдь нет. Вот РПЦ Московского патриархата (это та самая церковь, которая у нас пользуется покровительством государства) приостановила участие в работе Конференции европейских церквей (а это - такой клуб православных религиозных организаций). Проблемой оказалось то, что КЕЦ рассмотрела заявку на прием в свой состав Эстонской церкви Константинопольского патриархата, но не стала рассматривать аналогичную заявку Эстонской же церкви Московского патриархата. Не знаю, сколько в Эстонии еще православных церквей, но за эту наши попы обиделись - чай, не чужая. А тут еще и спор вышел из-за православного собора в Ницце. Опять же с тем самым Константинопольским патриархатом. Ну как тут не поссориться РПЦ МП с ПЦ КП?

Внутри страны тоже мало единства среди православной паствы. Не успел утихнуть шум, поднятый чукотским епископом в стенах "самой главной" церкви, как эхом отозвалась ее старообрядческая версия. Опять же, я не про тот раскол, что породил понятие "старообрядцы" - это дело прошлое. Нет, там свой опальный деятель появился, опять же епископ, и снова с Дальнего Востока, Герман Савельев. Его сгоряча поначалу вообще отлучили от церкви, но потом задумались: не так уж много старообрядцев вообще, и вернули. Правда, сана лишили.

Такой вот непрерывный процесс внутренних разборок идет в современном христианстве. Заметьте, я ни словом не обмолвился о протестантских и неопротестантских движениях - иначе бы это грозило потянуть на целую книгу. И носители этого мировоззрения преподносят его как рецепт единства и сплоченности нации?

Нет уж, спасибо, не надо нам эти разборки переносить на государственный уровень. И без этого проблем хватает.

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов