Обзор событий за сентябрь 2004 года.

 1. Запад есть запад...
 2. ...восток есть восток
 3. Россия - посередине?
 4. Обращение инициативной группы "Учителя против милитаризации и клерикализации школы"


Запад есть запад...

И отношение на Западе к претензиям любой религии или идеологии на руководящую роль в обществе, на статус единственно верного учения традиционно встречают негативную реакцию и отпор со стороны всех здоровых сил.

В сентябре руководство Сербии и Черногории однозначно подчеркнуло свою принадлежность к Западу в этом смысле. Вначале министром образования Сербии Лиляной Чолич было принято решение о запрете изучения в школах теории эволюции Чарльза Дарвина. Такое нововведение было сделано под давлением православных кругов Сербии.

Это решение немедленно вызвало в стране волну протеста среди преподавателей университетов и учителей школ. И вскоре премьер-министр Сербии отправил горе-проповедницу креационизма в отставку. Будем надеяться, что это послужит уроком для всех радетелей религиозного уклона в образовании. Или хотя бы для тех, кто живет в странах, относящих себя к цивилизованному миру.

И ведь что интересно: в таких странах любые ограничения, препятствующие проникновению религиозного фанатизма в официальные структуры, не особенно беспокоят большинство верующих. Уж сколько копий было сломано из-за французского закона о запрете ношения религиозных символов в школах! И "защитники прав мусульман" из кожи вон лезли, чтобы не позволить запретить юным француженкам ношение паранджи. Даже иракские борцы за веру параллельно со своей основной деятельностью - истреблением безбожных янки - прихватили французских журналистов в заложники. Кстати, до сих пор эти судьба этих двух узников воинствующего ислама не решена.

А вот сами французские мусульмане отнеслись к закону совершенно спокойно. Может быть, дело в том, что запрет распространяется на любые демонстративные проявления религиозности, а не имеет антиисламской направленности, как хотели представить дело "бойцы пророка". А может - в том, что и до принятия закона в платках в школу приходили лишь несколько сотен школьниц из шести миллионов, и подчиниться закону отказываются сейчас около ста.

И в Испании, на родине инквизиции, правительство собирается отменить многочисленные привилегии католической церкви. Здесь ситуация, кстати, очень похожа на российскую - церковь пользуется привилегиями, вопреки Конституции. Планируется, что нынешнее отчисление в пользу католической церкви части налога физических лиц, выдача ей социальных субсидий и другие выплаты будут постепенно аннулированы. У церкви отнимут контроль над системой образования.

Эти решения правительства приняты после многочисленных акций протеста, участники которых напоминали, что согласно статье 2 конституции Испании церковь отделена от государства и все вероисповедания равны, однако на практике государство оказывает покровительство католической церкви в ущерб остальным, щедро субсидируя ее за счет всех налогоплательщиков. Они указывали на то, что католическая церковь должна существовать за счет средств только верующих, как и другие церкви в стране. Кроме того, церковники активно вмешиваются в политику. И вот теперь новое испанское правительство, по всей видимости, намерено взяться за этот заповедник средневековья всерьез.


...восток есть восток

И здесь все по-другому, зачастую - с точностью до наоборот. В Крыму сформировалась сеть исламских организаций, распространяющих листовки с призывами к войне с неверными. Она насчитывает более тридцати общин, которые активно действуют на фоне конфликта из-за земель между крымскими татарами и новыми владельцами земель, конфискованных у татар в период репрессий.

Опираясь на финансовую помощь с Ближнего востока, эти радикалы стремятся разжечь огонь межрелигиозной войны, на котором в наше время можно хорошо погреть руки.

Безусловным лидером в финансовой и организационной поддержке исламского мракобесия выступает Саудовская Аравия. Последние ее успехи на поприще содействия религиозному фанатизму и терроризму привели к тому, что даже лучшие друзья саудовских нефтяных магнатов, (по совместительству - главных спонсоров мирового джихада) из госдепартамента США внесли королевство в список стран, где с религиозными свободами проблемы. Еще бы не быть проблемам, если любые общественные проявления другой религии, тем более, упаси Аллах, нерелигиозных взглядов, строго запрещены законом. Но саудовцы обиделись.

Однако на Ближнем востоке истово блюдут чистоту умов верующих не только мусульманские священнослужители. В Ливане по требованию католиков запрещено распространение книги Дэна Брауна "Код да Винчи". А все потому что "в книге есть места, которые затрагивают корни христианства". По этому поводу католические активисты решили, что "такие вещи неприемлемы даже под видом беллетристики". Мысль о том, что не им решать, что приемлемо или неприемлемо, даже не заглянула к ним голову.

Также редкими гостями были, по-видимому, подобные мысли и в голове учителя одного медресе (исламской религиозной школы) в Борге, на севере Бангладеш. Преподавание ислама там велось традиционным способом - в течение всего урока дети хором повторяли исламские священные тексты. Когда же учитель вышел из комнаты, дети прекратили это утомительное занятие.

Правоверный мусульманин разгневался страшно. Он взял ножницы и отрезал уши 17 ученикам. Директор школы прервал экзекуцию после того, как услышал крики истязаемых детей. Находясь в больнице после кратковременной встречи с родителями искалеченных детей, фанатик по традиции свалил все на дьявола, который, по словам садиста, "вселился в него, и рука сама потянулась к ушам учеников".


Россия - посередине?

Все-таки до уровня Бангладеш России еще далеко. Но здравомыслящих людей в отечественном образовании беспокоят и гораздо менее кровопролитные инициативы клерикалов - ведь большое начинается с малого.

Начала работу инициативная группа по созданию общероссийской организации "Учителя против милитаризации и клерикализации школы". Ее обращение приведено ниже.

Но ситуация, в которой гражданское общество и власть идут в диаметрально противоположных направлениях, стала приметой сегодняшней жизни России. Депутаты Думы в сентябре начали с малого. Они отменили норму об обязательности присутствия личного кода в общероссийских паспортах. Сделали они это вследствие истерик со стороны ряда религиозных организаций, принявших код за метку дьявола. Так, чего доброго, и до отмены госномеров автомобилей и печатей на фотографиях дело дойдет. А что? Если церковь попросит...

Впрочем, солидные церковные деятели истерикам не подвержены и просят вполне разумных вещей. Например, земли, да побольше, она ведь нынче дорога.

24 сентября Госдума приняла в третьем чтении поправки в ряд законодательных актов, предусматривающие безвозмездную передачу земли в бессрочное пользование религиозным организациям.

В связи с этим глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский заявил: "Законопроект в какой-то мере устанавливает справедливость, так как большинство земель, которых касается законопроект, были национализированы в 1917 года и отобраны у церквей и мы, не применяя слова "реституция", возвращаем им землю".

Тут нужно согласиться с уважаемым депутатом. Для поведения Думы в данном вопросе следует применить иное слово, правда, похоже звучащее.

Михаил Степанцов



Обращение инициативной группы "Учителя против милитаризации и клерикализации школы"

С конца 90-х годов начались попытки отхода от базовых принципов, заложенных в Конституции РФ и Законе "Об образовании". Это, прежде всего, принципы
плюрализма в образовании,
светского характера государственной и муниципальной школы,
деполитизации школы и запрета обязательной начальной военной подготовки.

Настораживающие изменения образовательной политики проявляются на разных уровнях и в разных формах.

На уровне правительственном и министерском (содержание действующей программы патриотического воспитания, совместные приказы министров обороны и образования о проведении обязательных сборов, введение элементов начальной военной подготовки в курс "Основы безопасности жизнедеятельности", отдельного курса НВП, инструктивное письмо об "Основах православной культуры", договор Министерства образования с РПЦ, обязательное участие детей в различных обрядах, конкурсах, конференциях, праздниках, проводимых религиозными организациями; усиленное внимание к военно-спортивным играм, военной истории).

В школьной практике (навязывание детям, под видом "факультатива", фактически курса Закона Божьего, который ведут местные священники).

С нашей точки зрения, все это способствует росту ксенофобии среди детей и молодежи, поскольку, так или иначе, подразумевает "образ врага".

Примером тому может служить недавно прошедший конкурс сочинений "Что значит быть русским сегодня?". Конкурс был проведен под эгидой одного из комитетов Госдумы, но фактически, проведение конкурса взяли на себя ультранационалистические партии и организации (в частности, Национально-державная партия А. Севастьянова).

Члены Инициативной группы считают, что попытки отхода от принципов образовательной политики, заложенных в Конституции РФ и Федеральном Законе "Об образовании" связаны со стремлением навязать обществу новую идеологию, основанную на "великорусской национальной идее". Это крайне опасно в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Примем ли мы безропотно слегка обновленную формулу "великодержавность, православие, народность"?

Опыт последних лет показывает, что четко выраженная профессиональная и гражданская позиция может повлиять на ситуацию. Например, протесты против введения 12-летки и ЕГЭ заставили руководство учесть это мнение.

Для этого, в частности, предполагается проведение в январе 2005 года Всероссийской общественно-педагогической конференции "Осторожно: клерикализм и милитаризм на пороге российской школы". В будущем намечено создание Ассоциации "Учителя против милитаризации и клерикализации школы". Инициативная группа начала работу по сбору и анализу информации о фактах нарушения закона "Об образовании". Мы планируем организовать широкое обсуждение нарушений и наметить пути профессионального и гражданского противостояния этим негативным тенденциям.

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому небезразлично настоящее и будущее российской школы.




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов