Сайт атеистов |
Новость, о которой я хотел в первую очередь сообщить читателям страницы
"Атеист", состоит в моем намерении, начиная с нового года
публиковать ежемесячный обзор событий в России (конечно, тематически
связанных с проблемами религии и атеизма).
Я начинаю с пробного обзора некоторых событий прошедшего, 2002 года.
Естественно, я не следил за новостями в течение всего года так внимательно, как
собираюсь это делать при составлении будущих обзоров, поэтому сюда включены
только те события, которые запомнились мне.
Второй новостью является моя попытка восстановить рассылку страницы "Атеист", в которую будут включены и материалы ежемесячных обзоров. Рассылка не будет автоматической, для того, чтобы подписаться на (а при случае и отписаься от) нее, следует написать мне смысловое письмо (если Вы получили данный материал по электронной почте, значит, Вы уже в списке рассылки, и подписываться на нее еще раз Вам не нужно :).
На третье - проект для двух ресурсов моей домашней страницы "Расскажи страшилку про выставки кошек или про 'Закон Божий'". Приз ожидает того, кто расскажет самую душераздирающую (причем невыдуманную!) историю про преподавание "Основ православной культуры" в школе.
И, наконец, объявляется конкурс на замещение вакантной должности художника-оформителя страницы на общественных началах :) А если серьезно - я ищу человека, который способен был бы проиллюстрировать раз в месяц выпуск обзора одной-двумя каррикатурами в тему, причем делал бы это совершенно бесплатно (страница пока прибыль не приносит), в качестве посильного вклада в общее антиклерикальное дело.
Самым, на мой взгляд, примечательным событием прошедшего года ("на заданную тему") был первый выход московких атеистов и антиклерикалов на улицы с протестом.
Вряд ли можно сомневаться в том, что Москва является оплотом православия в России. Об этом говорят и результаты социологических опросов (в Москве процент людей, причисляющих себя к правосланым, выше, чем в других крупных городах, столица выделяется на фоне стандартной картины "чем мельче населенный пункт, тем более религиозно его население), и политика городских властей, под крылышком которых Московская патриархия процветает и нагуливает движимое и недвижимое имущество. И исторически именно Москва, "Третий Рим", претендует на роль нового центра не только православия - христианства вообще.
И, тем не менее, на чистом небе над православной идиллией московских клерикалов появилось облачко. Маленькое, почти незаметное. Это пока не сплошная пелена облаков и не грозовая туча, готовая породить гром и молнии, но все же...
В День Конституции, 12 декабря 2002 года с трех до половины пятого в сквере на Чистопрудном бульваре у здания минобразования прошел пикет под лозкнгом требования отставки министра образования Филиппова, а фактически - против преподавания в государственных средних школах предмета "Основы православной культуры". Московские атеисты и антиклерикалы сочли такое преподавание нарушением конституционного принципа равноправия конфессий и отказом от светского характера образования и государства в целом.
Пикет был организован "группой граждан", представлявших на самом деле Атеистическое общество Москвы ("новый" состав исполкома), которое не могло подать официальную заявку, поскольку его регистрацию тормозят власти (причем именно московские).
В три часа дня возле здания Минобразования собрались примерно тридцать человек с плакатами антиклерикального содержания. Представители властей в лице префекта ЦО Москвы и сотрудников милиции препятствий проведению пикета не чинили. Граждане, проходившие по скверу, где проходил пикет, реагировали самым разным образом: одобряли, недоумевали, вступали в споры. Сотрудники же министерства по случаю государственного праздника на работе отсутствовали, поэтому агитации, видимо, подвергся лишь охранник министерства.
Среди участников пикета особой активностью выделялась немногочисленная группа молодых членов РКСМ(б), размахивавшая красными флагами и пытавшаяся вести политическую агитацию среди прохожих, а также других пикетчиков. Остальные участники пикета вели себя спокойно и сдержано даже во время острых дискуссий с заинтересовавшимися прохожими.
Из представителей СМИ пикет посетили съемочная группа ВКТ (чей вполне объективный сюжет был этим же вечером показан в новостях телеканала М1). Присутствовали там также корреспондент журнала "Скепсис" Михаил Елисейкин и ваш покорный слуга, которых, впрочем, с не меньшим основанием можно отнести и к участникам пикета.
По истечении времени, отведенного на пикетирование, пикетчики организованно свернули средства агитации, и, после кратковременного обсуждения, разошлись. Закончилась первая в новейшей истории уличная акция москвичей против претензий РПЦ на идеологическое господство в городе и стране. К сожалению, глядя на современную политическую реальность, нет повода считать, что последняя.
И тут следует подчеркнуть вот что. Атеисты, в отличие от верующих - люди в большинстве своем ленивые и не фанатичные. Если они нашли причины выбраться в выходной день на улицу с протестом, значит, нажим со стороны клерикалов стал ощущаться очень сильно. А ожидать снижения нажима не приходится - достаточно послушать и почитать заявления деятелей РПЦ. Неужели они сделали окончательную ставку на конфронтацию, как средство достижения своих целей?
Как ни странно, высказывания в СМИ, которые я посчитал самыми показательными в этом году, прозвучали не при обсуждении острых проблем взаимоотношений государства и религий. Замечательно, кончено, что есть в правительстве Волин, который не согласен отдать РПЦ все земли, какие патриарх пожелает, да еще и приплатить. и приятно слышать, что не все сотрудники образования стройными рядами отправились выполнять рекомендации министра образования о введении в школах "Основ православной культуры".
Но две самые яркие фразы прозвучали как бы невзначай, появившись при обсуждении проблем, имеющих небольшое отношение к делам духовным. 29 марта, в эфире передачи "Свобода слова" (НТВ, ведущий С.Шустер), господин Немцов, видимо, тренируясь к первому апреля, совершил плавный переход от пропаганды демократических ценностей в России к их же похоронам.
НЕМЦОВ: При этом надо иметь в виду специфику России, надо иметь в виду особенности
исторические, надо иметь в виду, что Россия православная страна.
Когда мне говорят - нет, у нас особый путь. А какой особый путь?
Какой особый путь? Россия - христианская страна, да.
Мы должны быть с христианами. Вот и весь особый путь.
ШУСТЕР: Борис Ефимович, вы многих обидите сейчас.
НЕМЦОВ: Не-не-не-не, секундочку. Россия - христианская страна, с этим не спорят
ни мусульмане, ни иудеи, ни кто бы то ни было. Вы знаете, что на всех приемах
Святейший Патриарх находится рядом с Президентом, и ни у кого это не вызывает
никакого возмущения. (конец цитаты)
Господин Немцов, надеюсь, Вы будете неприятно удивлены, узнав, что у многих это вызывает возмущение. И у мусульман, и у иудеев, и у неверующих, которых в России больше, чем первых и вторых вместе взятых.
Но, если где чего убудет, говаривал Ломоносов, то в другом месте прибавится. Справедливость этого подтвердилась и в нашем случае, но только осенью, на ОРТ (или уже тогда на Первом канале?), в передаче Владимира Познера "Времена".
При обсуждении предстоявшей тогда переписи населения речь зашла о невключении в переписной лист вопроса о вероисповедании, что было сделано по настоятельной просьбе РПЦ, хотя первоначально такой вопрос планировался. И по этому поводу сам Познер высказался, что его, как атесита, беспокоит такое влияние церкви на власть.
На моей памяти это было первое открытое заявление известного человека с российского телеэкрана о своих атеистических взглядах, причем не "таящихся в глубине души", а включенных в активную гражданскую позицию.
23 октября этого года в Москве был совершен террористический акт, который является очередным звеном в цепи подобных преступлений, осуществлявшихся в последнее время во многих регионах мира. Всем им были присущи некоторые сходные черты. Каждый раз террористы демонстрировали небывалое пренебрежение не только жизнью мирных граждан, заложников, но и своей собственной жизнью. Каждый раз бандиты проявляли готовность погибнуть, а зачастую - заранее планировали свою гибель. Именно это обстоятельство сильно затрудняло нейтрализацию преступников по сравнению с ситуациями, когда террористы планировали остаться в живых и получить какую-то выгоду от своих действий.
Эта особенность наиболее отвратительных из последних терактов, безусловно, связана с тем, что их участники действовали под влиянием своих религиозных взглядов. Действительно, с таким террористом невозможно вести переговоры, обещая пойти на компромисс. Что может предложить ему антитеррористическая команда, если у террорсита уже есть мандат всевышнего и обещание награды после смерти. Такие идеи содержатся во многих радикальных религиозных учениях, которые имеют свои корни практически во всех широко распространенных религиях, ведь практически все они позиционируют свое учение в качестве истины в последней инстанции, а людей с иными взглядами называют, в лучшем случае, заблуждающимися.
В связи с этим мне кажется очевидной крайняя необходимость усиления борьбы с религиозным экстремизмом как в правовом, так и в идеологическом плане. Вызывает опасение тот факт, что религиозный экстремизм процветает на благоприятной почве общего повышения религиозности общества, насаждаемого некоторыми силами, в том числе и во властных структурах.
С другой стороны, недопустимо использование этих событий для разжигания межрелигиозной розни. Не вызывает никакого сомнения, что подавляющее большинство верующих, наряду с остальными гражданами России и других государств, резко отрицательно относятся к подобного рода преступлениям, несмотря на то, что в качестве оправдания своих действий бандиты ссылаются на религиозные учения.
Итак, 22 октября минобразования разослало в регионы письмо, рекомендующее преподавание в государственных средних школах предмета "Основы праволавной культуры" (для многих регионов это, впрочем, особой новостью не было, поскольку там подобные предметы преподаются уже давно безо всяких санкций со стороны министерства).
Сказано про это было уже много, вопросов к властям возникло по этому поводу немало, поэтому я ограничусь только тем, что сформулирую в дополнение ко многим, еще три вопроса, которые, на мой взгляд, прозвучали недостаточно четко.
1) Как соотносится утверждение, что "в Российской Федерации православная христианская религия является основной традиционной религией" со статьей 14 Конституции, где четко говориться, что "религиозные объединения ... pавны пеpед законом"? Все равны, но некоторые - равнее?
2) Как соотносятся свобода выбора формы преподавания ОПК родителями и школами? Допустим, что школа, по "многочисленным просьбам" родителей объявляет ОПК обязательным предметом, и ставит его в расписание. Что делать несогласным родителям? Искать другую школу? Или добиться права для своих детей не сидеть на этом уроке? А чем им тогда заниматься? Подметать двор? Не хочешь учить православие - отбывай трудовую повинность?
3) Даже факультатив, включенный в школьную программу, оплачивается из бюджета, как явно (зарплата учителю, приобретение пособий - это немного), так и скрыто (бесплатное предоставление помещения в школе, а это уже изрядно - попробуйте открыть в какой-либо школе платные вечерние курсы). Теперь вопрос: почему я, имея нерелигиозные взгляды, обязан оплачивать из своих налогов преподавание в школе предмета, фактически пропагандирющего одну из форм религии?
В прошедшем году в России, несмотря ни на что, продолжалось медленное формирование гражданского общества. В том числе развивалась и такая неотъемлемая его часть, как атеистическое движение, призванное представлять и защищать интересы неверующих.
К сожалению, этот процесс происходил в соответствии с известной формулировкой
В.С.Черномырдина "Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда".
Окончательно оформился раскол в "Атеистическом обществе Москвы" между
"старым" (Вязовский, Сачков, Елисейкин) и "новым" (Крайнев, Беляков)
составами исполкома. С одной стороны, это нашло отражение и в Интернете
в виде противостояния А-сайта и сайта "Научный атеизм".
В результате таких трений, например, "Научный атеизм" практически
не участвовал в
информационной поддержке при подготовке московского пикета лишь потому,
что организацией его занимался "новый" исполком АТОМа. Атеисты же из регионов
либо с изумлением наблюдали за московскими разборками, либо занимались
своими собственными, местными.
С другой стороны некоторое подобие конкуренции подвИг атеистов на
издание второго номера "Нового безбожника" с одной стороны и
основание журнала "Скепсис" с другой, причем в начале наступающего года
ожидается его следующий выпуск.
К началу Нового Года число посетителей "странички неверующего", которые
не просто заглянули на нее, а обратили внимание на опросы, составило ровно
200. Как подгадал!
Из них большинство (64%), как и следовало ожидать, составили неверующие,
православных и верующих во что-то свое - 14% и 11%, мусульмане
ко мне пока не заглядывали (или не признавались :).
Вместе с уходящим годом со страницы "Атеист" уходят опросы:
Продолжаются до конца января:
И новые опросы! Естественно,