Тема ноября 2013 года:

Православие в России: конфессия или концессия?

Провел ВЦИОМ недавно один опрос. Оказалось, что 46% граждан (по крайней мере, среди опрошенных) полагают, что в нашей стране есть государственная религия. И является таковой, конечно же, православие.

46% - это серьезно. Такие результаты нельзя отнести к разряду курьезов вроде людей, смотревших несуществующие дебаты или болевших за не участвовавшие в чемпионате команды. Есть, наверное, какая-то причина того, что такое большое количество граждан видят несуществующее (напомню, что по действующему законодательству государство у нас светское и никакой государственной религии в нем быть не может).

Не открою большого секрета, если скажу, что причиной такого обмана зрения является то, что и действующая власть, и духовные лидеры православия вполне согласованно друг с другом (это называется "симфонией") ведут себя так, как если бы православие было государственной религией. И очередное проявление такого поведения можно было наблюдать буквально на днях. 8 ноября стало известно о расширении перечня граждан, обслуживаемых в российских аэропортах залами официальных делегаций. Высшие иерархи РПЦ, равно как и руководители мусульман и иудеев, уже и так были включены в списки подлежащих спецобслуживанию за государственный счет. А теперь вип-персонами стали и православные духовные особы, так сказать, второй линии. Все рутинно. Власть в очередной раз расширила привилегии угодных себе служителей культа. Совет атеистов Рунета, получив к своему пятилетию такой "подарочек", в очередной раз возмутился.

Данное решение, наряду с многочисленными подобными льготами и преференциями, которые различные федеральные и региональные органы власти оказывают РПЦ МП за счет средств налогоплательщиков, направлено на фактическое закрепление противоречащего закону особого статуса этой организации.

Совет атеистов Рунета требует от всех органов государственной власти Российской Федерации прекратить подобную поддержку так называемых "традиционных" религиозных организаций, дискриминационную по отношению к гражданам, не разделяющим пропагандируемую ими идеологию. В противном случае мы будем настаивать на официальном признании государственного характера этих религий, что позволит с одной стороны установить жесткий общественный контроль за деятельностью соответствующих религиозных организаций, а с другой - предоставит гражданам, не исповедующим "традиционные" религии, широкие льготы и гарантии, предусмотренные международным правом для религиозных меньшинств.

Действительно, если власти так любят православие, то почему они не предпринимают никаких шагов для придания ему государственного статуса? Положим, Конституцию перекроить, наверное, трудно (хотя что может быть в этом такого уж трудного для нынешней российской версии абсолютизма?), но у наших законодателей большой опыт принятия законов, не вполне соответствующих основному.

Однако никаких попыток придать РПЦ МП, равно как и ее младшим сестрам - другим "традиционным" религиозным организациям, официальный государственный статус не делается. И это понятно. Ведь государственный статус - это не только права, это еще и обязанности. Это и возможность контроля всей деятельности организации, в том числе - финансовых потоков, со стороны общества, и обязанность отчитываться перед гражданами, на деньги которых организация содержится, обо всех своих действиях, и необходимость учета мнения этих самых граждан. А к тому же столь нелюбимые православными вождями "сектанты", язычники, и даже всякие атеисты с агностиками при этом получают статус меньшинств, а для меньшинств в документах ООН такие права и гарантии прописаны - закачаешься! Ну а документы ООН у нас в почете. По крайней мере, на словах, но ведь может случиться и переход от слов к делу.

Ну и зачем попу гармонь РПЦ государственный статус? Все возможности государственной структуры она уже и так имеет, а если не имеет - то планирует получить. А как только речь зайдет об ответственности, сразу можно вспомнить про то, что организация-то религиозная, то есть общественная. И что церковь в России отделена от государства. А государство от церкви - не совсем.

Вот и получается такое извращенное государственно-частное партнерство. Концессия на разработку духовного пространства страны. По странным условиям этой концессии вся прибыль, как материальная, так и духовная, остается у негосударственного партнера. Церкви такое положение крайне удобно. А гражданам?

Михаил Степанцов




© Авторские права на все материалы, опубликованные на сайте, принадлежат их авторам, указанным в заголовке материала или после него.
© Сайт атеистов